Расчёт петель вязаного изделия

Как рассчитать петли для вязаного изделия.


Статья писалась специально для моих учениц с курсов вязания (мастерская "Жизнетворчество любви", г.Тверь), но, возможно, новичкам в этом деле она тоже будет полезна. Написана в формате "как делаю я..."
(Расчёты абсолютно совместимы с вязанием и спицами, и крючком).

Поехали!

Выбираю рисунок и вяжу контрольный образец. Обязательно вяжу! Если он будет 10 х 10 см - это прекрасно! У меня они обычно меньше... Ну, это моя вечная работа над собой... 
Я буду стараться! :) 
Замеряю свой образец на этом этапе. Потом стираю. Обязательно стираю! 
Стирка происходит в условиях, указанных на бирке пряжи. 


После снова замеряю. Сравниваю результаты, делаю выводы: садится ли  пряжа, линяет ли, растягивается... и прочее. Ещё бывают эксперименты (особенно с новой для меня пряжей), могу постирать в экстремальных условиях (температура выше, давление-мучение на образец больше)). Ну, интересно же: выдержит ли готовое изделие подобные процедуры? :)

Итак. Узор выбран. 

Т.к. статья моя, то и схему пришлось нарисовать тоже самой, хоть и взяла её из японского журнала.
Но качество там не ахти какое, поэтому...


Раппорт узора (элемент, который постоянно повторяется) равен 8 петлям + 1. 
Чтоб связать три раппорта я набрала (8 * 3) + 1 = 25 петель, и провязала 4 ряда.

Образец мой высох на ровной поверхности, и могу с уверенностью сказать, что в состоянии "спокойствия" он равен 10 х 6 см.


Изделие у меня -  кардиган (или жилетка - ?) "азиатский прямоугольник". 
Очень просто и эффектно!
Мне нужно связать прямоугольник (с проймами) размером 136 х 60 см. Вяжу я его снизу вверх. 

Вопрос: сколько же петель мне набирать, 
чтобы получилось 136 см выбранным рисунком?


 Составляем элементарную пропорцию:

136 см (необходимая длина) -  Х петель (неизвестная, что и требуется вычислить)
10 см (размер моего образца) - 25 петель (столько я набрала петель в этом образце)

Теперь известные два числа по диагонали умножаем и делим на третье:

(136 * 25) / 10 = 340 петель.

Чтобы связать прямоугольник с длиной 136 см мне нужно набрать 340 петель.

Но!

Нужно проверить как это полученное число соотносится к раппорту моего узора.
Раппорт у меня = 8 петлям.

340 / 8 = 42,5.

А должно получиться целое число. Т.е. либо вязать ровно 42 раппорта, либо 43. В зависимости от изделия и плотности нужно для себя выбрать сколько набирать петель - 336 или 344. Либо связать ещё один (или сколько потребуется) образец, взяв крючок/спицы другого размера.

Если с этим понятно, 
то рассчитать количество петель для подушки, пледа или шарфика можно без труда.

Но у меня ещё один момент.

Мой кардиган состоит из двух равных частей - полочек, а также третей части - спинки. Поэтому мне нужно рассчитать узор так, чтобы раппорты красиво и правильно уложились в эти промежутки. Можно 336 петель разложить на нужные части, но я проверю себя (отличная поговорка: Семь раз отмерь, один отрежь), и сделаю ещё один расчёт, но отдельно на полочки и спинку.

Полочка должна быть равна 50 см. Пропорция будет выглядеть так:

50 см - Х петель
10 см - 25 петель

(50 * 25) / 10 = 125 п.

Проверяю как это число соответствует раппорту в 8 п.

125 / 8 = 15,6.

Полочка, чуть бОльшая по размеру, мне не повредит, поэтому выбираю 16 раппортов.

16 * 8 = 128 петель. А полочек-то у меня две, поэтому умножаю это число на 2:
128 * 2 = 256 петель - это на обе полочки.

Теперь спинка. Она у меня 36 см.

36 - х
10 - 25

(36 * 25) / 10 = 90

Проверяю как делится на 8.
 90 / 8 = 11,25.

Спинка пусть будет поменьше, а с учётом свободного фасона изделия и моей фигуры, решаю сделать её ещё меньше и останавливаюсь на 10 раппортах: 10 * 8 = 80 петель на спинку.

Подводим итог:

256 петель для полочек + 80 петель для спинки = 336 петель. Число не противоречит предыдущему расчёту, но теперь я знаю, что полочки будут одинаковые по размеру и поставлю маркер, когда буду вязать проймы в нужном месте. :)

Ещё раз проверю себя, разделив на 8, получается ровное число в 42 раппорта (из них 10 рап. придётся на спинку, а по 16 рап. на полочки).

Ииии... Не забыть ещё прибавить +1 петлю к общему количеству (т.к. раппорт-то у меня 8 + 1).

Итог итога! :)

337 петель мне нужно набрать, чтобы длинная сторона моего прямоугольника получилась равная 136 см!

Всё!

Уф. Писала дольше, чем на деле считала. :)


А я уже начала вязать. А вы? :)

Если вы заметили ошибку, сообщите, пожалуйста, в комментариях или на почту.

Share:

2 коммент.

  1. Спасибо большое! Я тоже так считаю, правда обычно до конца не довязываю)))) Запал пропадает((

    ОтветитьУдалить

Всегда с удовольствием читаю ваши отзывы.
Можете оставлять мне комментарии, даже если вы не зарегистрированный пользователь, только подпишите имя и укажите проверочный код. Это сделано для блокировки спам-рассылки, которая меня уже атаковала. Прошу прощения за неудобства.

Есть вопросы? Воспользуйтесь формой для связи:

Имя

Электронная почта *

Сообщение *